Взаимодействие с ТЦСОН

Организация процесса перехода выпускников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в территориальный центр социального обслуживания населения

Переход выпускников центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее-ЦКРОиР) в территориальный центр социального обслуживания населения (далее-ТЦСОН) рассматривается как этап в системе непрерывной социальной реабилитации инвалидов. Переход обеспечивает последовательную передачу из ЦКРОиР в ТЦСОН сведений о выпускниках, условиях их семейного воспитания, результатах предыдущих педагогических и реабилитационных воздействий, методах и приемах работы с ними, подходах в оценке личностного и социального развития.

Применительно к выпускнику ЦКРОиР переход на социальное обслуживание в ТЦСОН означает смену его социального статуса, рода занятий, окружения и места регулярного пребывания. Этот период требует построения новых отношений между молодым человеком, его семьей и обществом. В жизни лица с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее-ТМН) не имеют широких контактов с окружающими, так как, как правило, испытывают трудности коммуникации, передвижения, адекватного восприятия жизненных ситуаций.

В связи с этим важно обеспечить преемственность и межведомственное сотрудничество органов, организаций и специалистов системы образования и системы органов по труду, занятости и социальной защите в вопросах сопровождения и оказания помощи инвалидам.

Осуществление перехода можно спланировать в виде алгоритма, в котором обозначена последовательность и согласованность действий специалистов ЦКРОиР и ТЦСОН, их функции на каждом этапе реализации алгоритма, прогнозируемый результат проводимых мероприятий, цель которых - социальная адаптация лиц с ТМН в новых жизненных обстоятельствах, повышение качества их жизни.

Алгоритм перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН представляет собой набор упорядоченных, последовательных шагов и действий, выполнение которых формирует устойчивые связи между непосредственными участниками процесса перехода выпускника ЦКРОиР для обслуживания в ТЦСОН (далее – Переход) и обеспечивает создание благоприятных социально-бытовых условий для человека инвалидностью.

Деятельность специалистов ЦКРОиР, специалистов ТЦСОН, членов семьи в рамках реализации алгоритма Перехода направлена на предупреждение или максимальное снижение негативных последствий Перехода для выпускника ЦКРОиР, минимизацию психологического дискомфорта, а также на обеспечение эффективности реабилитационных мероприятий и успешности его адаптации в новых условиях.

Организация процесса Перехода предполагает также оказание лицу с ТМНР и членам его семьи различных видов помощи. Процесс Перехода должен быть организован на основе следующих принципов: преемственности и непрерывности, педагогического оптимизма, комплексности, сотрудничества с семьей, учета индивидуальных и специфических особенностей выпускника.

Принцип преемственности означает межведомственное взаимодействие всех участников Перехода, нацеленное на сохранение здоровья выпускника ЦКРОиР, приобретенных  им навыков, знаний и умений, а также на непрерывное их развитие.

Принцип педагогического оптимизма предполагает, что люди с ТМНР обладают такой же ценностью, как и другие люди. Они имеют реабилитационный потенциал для развития, который может реализоваться только в условиях благоприятной окружающей среды либо может остаться нереализованным при неприятии их обществом, ограничении активности в повседневной жизни, а также при наличии негативного опыта социального взаимодействия.

Принцип комплексности означает, что с лицами с ТМНР и их семьями работает междисциплинарная команда специалистов, включающая профессионалов разных профилей.

Принцип сотрудничества с семьей подразумевает активное участие семьи во всех планах реабилитации и направлен на содействие в достижении успеха в нормализации жизни лиц с ТМНР. Семья должна знать о всех предоставляемых услугах, давать на них согласие, быть равноправным субъектом реабилитационной деятельности.

Принцип учета индивидуальных особенностей личности и ее потребностей, понимание трудностей. Своевременное фиксирование даже самых малых достижений помогает наметить более правильные пути социальной реабилитации и интеграции молодых людей с ТМНР.

Непосредственные участники Перехода:
-молодой человек с ТМНР (выпускник ЦКРОиР);
-семья человека с ТМНР (выпускника ЦКРОиР);
-специалисты ЦКРОиР;
-специалисты ТЦСОН.

Осуществление Перехода предполагается в четыре этапа:

  1. Подготовительный
  2. Адаптационный
  3. Основной
  4. Контрольно-оценочный
  5. Подготовительный этап (октябрь – май)

Задачи этапа:

- Обмен информацией между специалистами ЦКРОиР и ТЦСОН о выпускнике.
- Определение необходимого комплекса условий для создания оптимальных условий социализации и реабилитации выпускников ЦКРОиР в условиях ТЦСОН.
- Осуществление специалистами ТЦСОН подготовки к приему выпускника.
- Актуализация базы данных ТЦСОН с учетом сведений о выпускниках ЦКРОиР, обеспечение полноты и достоверности сведений о них.
- Методическая помощь специалистам ТЦСОН, обсуждение и согласование со специалистами ТЦСОН содержания и методов работы с лицами с ТМНР.

  1. Адаптационный этап (июнь-ноябрь)

Задачи этапа:

- Формирование доброжелательных установок, чуткости и терпимости в отношении лиц с ТМНР      у персонала ТЦСОН.
- Организация безбарьерной и адаптивной пространственно-предметной среды в ТЦСОН для сохранения и дальнейшего развития навыков и умений у молодых инвалидов, сформированных в процессе обучения в ЦКРОиР.
- Изучение способностей, наклонностей, умений и навыков выпускников с целью подбора для них занятий по интересам.
- Планирование работы в отделении ТЦСОН с учетом потребностей вновь поступивших выпускников ЦКРОиР.
- Разработка индивидуальных планов реабилитации для выпускников ЦКРОиР.

  1. Основной этап (декабрь – май первого года пребывания в ТЦСОН)

Задачи этапа:

- Создание условий для занятий молодых инвалидов по интересам, их социально-бытовой адаптации и реабилитации, получения трудовых навыков и развития интереса к труду.
- Осуществление работы по социальной реабилитации лиц с ТМНР, принятыми на обслуживание в ТЦСОН.
- Проведение мероприятий, направленных на участие лиц с ТМНР       в различных формах общественной жизни и включения их в активное социальное взаимодействие.
- Создание условий для обучения молодых людей с ТМНР навыкам самостоятельности в быту, на улице, транспорте и т.д.

  1. Контрольно-оценочный этап (июнь).

Задачи этапа:

- Оценка эффективности межведомственного взаимодействия в процессе Перехода выпускников ЦКРОиР в ТЦСОН.
- Оценка полученных результатов деятельности ТЦСОН и динамики социального развития лиц с ТМН.
- Анализ существующих достижений и определение путей совершенствования работы по социальной реабилитации лиц с ТМН.

 

свернуть