Министерство образования Республики Беларусь
Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации г.Молодечно
Список руководителя учреждения образования, заместителя руководителя,
участвующих в реализации инновационного проекта в 2021/2022 учебном году
Ф.И.О руководителя |
Должность/ специальность |
Образование |
Категория |
Стаж работы |
Шепеленко Анжелика Михайловна |
директор, учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
свыше |
Мышук Татьяна Михайловна |
заместитель директора по основной деятельности, учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
свыше |
Список педагогов учреждений образования,
участвующих в реализации инновационного проекта в 2021/2022 учебном году
Ф.И.О педагога |
Должность/ специальность |
Образование |
Категория |
Стаж работы |
Ивашенко Вероника Николаевна |
учитель-дефектолог |
высшее |
вторая |
9 лет |
Барановская Алена Чеславовна |
учитель-дефектолог |
высшее |
вторая |
7 лет |
Сильванович Галина Валентиновна |
воспитатель дошкольного образования |
среднее специальное |
высшая |
свыше 15 лет |
Войтехович Марина Владимировна |
воспитатель дошкольного образования |
высшее |
высшая |
свыше 15 лет |
Яблонская Галина Алексеевна |
воспитатель дошкольного образования |
среднее специальное |
высшая |
свыше 15 лет |
Гончарова Ангелина Юрьевна |
воспитатель дошкольного образования |
высшее |
вторая |
6 лет |
Список
руководителя учреждения образования, заместителя руководителя,
участвующих в апробации экспериментального проекта
Ф.И.О руководителя |
Должность/ специальность |
Образование |
Категория |
Стаж работы |
Шепеленко Анжелика Михайловна |
директор, учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
36 лет |
Юрченко Светлана Анатольевна |
заместитель директора по основной деятельности, учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
23 года |
Список
педагогов учреждения образования, участвующих
в реализации экспериментального проекта
Ф.И.О педагога |
Должность/ специальность |
Образование |
Категория |
Стаж работы |
Краскович Анастасия Викторовна
|
учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
9 лет |
Горбачевская Татьяна Анатольевна
|
учитель-дефектолог |
высшее |
первая |
11 лет |
Шашкова Татьяна Анатольевна
|
учитель-дефектолог |
высшее |
высшая |
48 лет |
Абрамчик Ольга Петровна |
педагог-психолог |
высшее |
вторая |
10 лет |
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОПЫТА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА
Итоги реализации проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»
Этап 3. Практический
Задачи этапа:
Подготовить практические материалы для внедрения модели формирования педагогической культуры родителей
Этап 4. Аналитический
Задачи этапа:
Оценить эффективность модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся.
Проанализировать и систематизировать результаты инновационной деятельности.
Разработать практические материалы и рекомендации по использованию модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей).
Характеристика участников инновационной деятельности:
Календарный план инновационного проекта
на 2020 / 2021 учебный год
Консультация «Семья как реабилитирующая среда» состоялась с целью актуализации реабилитирующей функции семьи. Были рассмотрены современные приоритеты семейного воспитания, а также раскрыта важность традиций, моральных принципов семьи. Родители обсудили различные модели стилей воспитания, путем «погружения» в детские воспоминания.
Педагоги-психологи Абрамчик О.П. и Бирюкова Е.Ф. провели цикл родительских встреч «Социальное партнерство как приоритетное направление инклюзивной культуры».
Родители вместе с педагогами-психологами разобрали составляющие «формулы партнерства», обсудили значимость партнерских отношений между родителями и педагогами Центра для обеспечения благоприятных условий всестороннего развития детей с особенностями психофизического развития.
В рамках инновационного проекта прошла творческая мастерская «Вторая жизнь старых вещей», где родители, дети и педагоги изготовили фоторамки из цветных карандашей и организовали совместную выставку работ.
С целью проведения промежуточной диагностики была организована деловая игра «Вопрос-ответ». Наиболее актуальными были вопросы о развитии эмоциональной сферы, тактильного восприятия и коммуникации. Данная форма работы позволила не только получить новую информацию, но и обменяться уже имеющимся опытом.
В рамках инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетенции родителей (законных представителей) учащихся» прошел практикум для родителей «Формирование позитивного родительства», целью которого было формирование психологической грамотности родителей о развитии позитивных детско-родительских отношений. Педагог социальный совместно с родителями обсудили взаимоотношения в семье, поведение родителей в отношении воспитания, развития способностей, уважения интересов и взглядов ребенка и создания условий, в которых ребенок может в полной мере развиваться.
Тренинговое занятие для родителей «Внутренние ресурсы семьи» состоялось с целью саморазвития и совершенствования семейных отношений. Во время занятия участники тренинга смогли представить себя глазами партнера по браку, увидеть свои достоинства и недостатки. Для активизации внутренних ресурсов были использованы такие виды арт-терапии как лепка из пластилина и фольги.
«Трудится всегда пригодится» - родители активно включаются в мероприятия по оказанию помощи учреждению в благоустройстве территории.
В рамках инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» 09.12.2020 прошла родительская гостиная «АРТ-кухня: волшебные рецепты».
Цель: снятие психоэмоционального напряжения через художественно-творческую деятельность с помощью методов арт-терапии.
Тренинговое занятие для родителей «Основы межличностного взаимодействия в семье: преодоление дисгармонии» направлено на актуализацию личностных и семейных ресурсов, преодоления дисгармонии в семье. В ходе тренинга использовались игровые методы, методы групповой дискуссии, арттерапии.
По запросам родителей, в результате анкетирования была организована консультация доктора «Сохраним здоровье вместе». Родители получили ответы на интересующие их вопросы.
В рамках реализации республиканского инновационного проекта «Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся» для более качественного взаимодействия с родителями (законными представителями) работает «Почта Доверия». В письменном виде родители (законные представители) могут задавать вопросы, выражать благодарность, общаться со специалистами, высказывать свои пожелания, идеи, предложения.
Творческая деятельность «Мама, папа я – творческая семья». Совместная творческая деятельность помогает родителям лучше понимать своего ребенка, эмоционально и оказывает положительное влияние на развитие всех участников.
В рамках реализации проекта были организованы экскурсии в мастерские «Мир профессий»учреждения образования «Молодечненский государственный колледж». Ребята с родителями с интересом приняли участие в данных мероприятиях: выкраивали и выстегивали детали прихваток, учились лепить пирожки.
Экскурсия в Минский областной краеведческий музей
В целях развития семьи и ЦКРОиР ребята с родителями посетили выставку «Детям о зверятах» в Минском областном краеведческом музее, которая оставила много позитивных впечатлений.
Совместная трудовая деятельность (Домашнее задание – отработка трудовых навыков)
Одно из направлений работы в развитии педагогической компетенции – домашние задания. Ребята, совместно со взрослыми, в домашних условиях отрабатывают приобретённые в ЦКРОиР трудовые навыки и умения.
25 марта 2021 года прошло заседание родительской гостиной «Включение семьи, воспитывающей ребенка с ОПФР в социум: проблемы, пути преодоления» с участием психолога РТЦСОН Комиссарук Е.И. Участники тренинга рассмотрели механизмы эффективного общения, овладели навыками конструктивного социального взаимодействия.
29 марта 2021 года прошло тренинговое занятие для родителей «Скрытые ресурсы личности: развитие индивидуальных возможностей».
Цель проекта
Совершенствование работы по благоустройству и озеленению территории учреждения через создание эмоционально-благоприятных условий для развития и воспитания детей с ТМН и сохранение композиционных решений оформления территории предыдущих лет.
Задачи проекта
Сроки реализации проекта
февраль-декабрь 2019г.
Руководитель проекта
Шепеленко А.М., директор ЦКРОиР г. Молодечно
Этапы проектной деятельности:
Ресурсное обеспечение проекта
приказ, положение, проект, план работы
создание рабочей группы
Ознакомление всех участников с проектом, сбор и анализ информации
модернизирование форм и методов работы с кадрами
работа специалистов
поощрение и оценка деятельности педагогов.
Риски и ограничения
Календарный план проекта
Сроки реализации |
Содержание деятельности |
Ответственные |
Февраль |
Разработка плана-схемы по благоустройству территории.
|
Сильванович Г.В.
|
Март
|
Приобретение оборудования (инвентарь, семена, рассады), грунта Сортировка и отбор семян Подготовка малых форм (кашпо, вазы и т.д.) |
Сильванович Г.В.
|
Апрель-май |
разбивка клумб и рабаток, посев семян на рассаду, уход за рассадой, высаживание рассады, оформление клумб и рабаток,
|
Сильванович Г.В. Сотрудники центра |
Июнь-август |
Уход за цветами, кашпо и кустарниками Покраска и ремонт малых форм Скашивание травы |
Сильванович Г.В. Сотрудники центра Войтехович А.А. |
Сентябрь-октябрь |
Сбор и сортировка семян
|
Сильванович Г.В.
|
Ноябрь-декабрь |
Анализ эффективности проекта
|
Рабочая группа проекта |
Перечень посадочного материала
Многолетние растения:
Гортензия, примула, очиток, хризантема, хоста, барвинок большой, ирис, флокс шиловидный, нарцисс, тюльпан, роза плетистая, можжевельник казахский, туя Тэдди, туя Компакта, астильба, бересклет, гейхера, спирея, эхинацея
бархатцы, колеус, вербена, душистый табак, петуния, бальзамин, астра, сурфиния, календула и др.
Отчёт по проекту озеленения «Цветочная акварель»
В феврале – декабре 2019г. в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР) реализовывался проект озеленения «Цветочная акварель». Целью проекта было совершенствование работы по благоустройству и озеленению территории учреждения через создание эмоционально-благоприятных условий для развития и воспитания детей с тяжёлыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями (далее – ТМН) и сохранение композиционных решений оформления территории предыдущих лет. Опыт работы по озеленению территории показал, что однолетние растения требуют не только больших финансовых затрат, но и повышенного внимания уже со стадии посева семян и до высадки рассады в грунт. Поэтому творческая группа коллектива приняли решение разработать план озеленения, используя преимущественно многолетние растения.
Работа по озеленению проводилась поэтапно. На первом этапе проводились субботники по уборке участков, составлялся план - схема клумб и рабаток; шла подготовка почвы, семян, посадочных материалов. Далее осуществлялась закладка и оформление клумб, посев семян цветочных растений в теплице, выращивание рассады, приобретение кустов многолетников. В мае-июне на клумбы и рабатки была высажена рассада однолетних и многолетних растений. На протяжении всего лета шла работа по прополке, поливу и подкормке цветов. К работе привлекались сотрудники центра, родители. Посильное участие принимали обучающиеся центра. Ребята с удовольствием поливали клумбы, рыхлили почву, занимались прополкой, учились использовать в работе садовый инвентарь: лейки, мотыги, грабли, садовые лопатки.
В рамках реализации проекта в 2019 году на территории ЦКРОиР было высажено:
1) многолетников
2) однолетних растений
Оформление территории ЦКРОиР на данный момент включает в себя различные приёмы садового дизайна, в нём используется как горизонтальный, так и вертикальный вид озеленения. На участках разбиты: 1 клумба, 4 миксбордера, 7 рабаток, 6 бордюров, 3 солитера, несколько вертикальных цветников. Также в оформлении используются напольные вазы, цветочницы и подвесные кашпо.
В результате проделанной работы заметно изменилась общая концепция озеленения территории, эстетика оформления участков, комфортабельными стали зоны занятий и отдыха детей. Традиционными стали совместные трудовые десанты родителей и педагогов по благоустройству территории. Повысился творческий потенциал педагогов, а также познавательный интерес воспитанников к окружающей среде и формированию здорового образа жизни.
Однако роль родителей сводилась только к помощи в обкапывании деревьев и кустов, а также в подсыпке клумб землёй. Необходимо активизировать родителей в оказании помощи по благоустройству и озеленению территории, разбивке и оформлению клумб. Целесообразно продолжать проект максимально привлекая к участию в нём законных представителей обучающихся.
Цель проекта: реализовать на практике модель формирования педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее – ЦКРОиР, Центр, учреждение образования) и семьи.
Задачи:
Календарный план инновационного проекта
на 2019 / 2020 учебный год
Инновационный проект:
«Внедрение модели развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся»
Этап 1. Подготовительный
Задачи этапа:
Этап 2. Конструктивно – технологический
Задачи этапа:
Этап 3. Практический
Задачи этапа:
Подготовить практические материалы для внедрения модели формирования
педагогической культуры родителей
Характеристика участников инновационной деятельности:
Содержание работы
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные за выполнение |
Форма предоставления результатов |
1 |
Подготовка приказа о реализации педагогического проекта, определение участников инновационной деятельности |
сентябрь 2019 |
Шепеленко А.М. |
Документация по организации инновационной площадки |
2 |
Консультирование в управлении по образованию по вопросам работы учреждения в режиме инновационной деятельности |
сентябрь 2018 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. |
Документация по организации инновационной площадки |
3 |
Обсуждение материалов педагогического проекта на педагогическом совете и методических совещаниях |
сентябрь 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М.
|
Решение педагогического совета |
4 |
Обучающие семинары для педагогов, задействованных в педагогическом проекте |
сентябрь 2019 |
Шепеленко А.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
5 |
Проведение опроса семей с целью включения в инновационную деятельность |
сентябрь 2019 |
Абрамчик О.П. Бирюкова Е.Ф.
|
Протоколы опросников |
6 |
Анкетирование родителей по изучению стиля воспитания в семье, уровня педагогической культуры |
сентябрь 2019 |
Абрамчик О.П. Бирюкова Е.Ф.
|
Анализ анкет |
7 |
Анкетирование педагогов по запросам и ожиданиям в ходе внедрения и реализации педагогического проекта |
сентябрь 2019 |
Абрамчик О.П. Бирюкова Е.Ф.
|
Анализ анкет |
8 |
Анализ и интерпретация полученных диагностических данных |
сентябрь 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Заключение по результатам диагностического исследования |
9 |
Изучение социального статуса семьи |
октябрь 2019 |
Абрамчик О.П. Бирюкова Е.Ф. Царь И.Е.
|
Акты обследования семей |
10 |
Анализ и интерпретация полученных данных (сводная информация) |
октябрь 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Заключение по результатам диагностики |
11 |
Круглый стол совместно с родителями по организации взаимодействия в рамках реализации проекта |
ноябрь 2019 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. Мышук Т.М.
|
Дневник инновационной деятельности |
12 |
Информирование родителей, педагогов о ходе и результатах инновационной деятельности |
ноябрь 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
13 |
Семинар для педагогов и родителей «Особый ребенок в семье: возможности и перспективы» |
декабрь 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
14 |
Родительская гостиная «Разные возможности – одна цель» |
февраль 2020 |
Абрамчик О.П. Бирюкова Е.Ф.
|
Дневник инновационной деятельности |
15 |
Родительские встречи: Внимание, конфликт! Преодоление конфликтных ситуаций в семье» |
март 2020 |
Участники инновационного проекта |
Дневник инновационной деятельности |
16 |
Круглый стол совместно с родителями «Учимся воспитывая» |
апрель 2020 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
17 |
Разработка цикла занятий родительской гостиной |
январь – май 2020 |
Участники инновационного проекта |
Практические наработки |
18 |
Подготовка промежуточного отчета по результатам реализации педагогического проекта |
май 2020 |
Шепеленко А.М. |
Аналитический отчет |
Цель педагогического проекта:
Создание условий для обеспечения непрерывности и эффективности ранней комплексной помощи детям раннего возраста ОПФР посредством организации дистанционного обучения законных представителей
Задачи:
Календарный план реализации педагогического проектана 2018 / 2019 учебный год
Этап 1. Подготовительный Задачи этапа:
Этап 3. ПрактическийЗадачи этапа:
Характеристика участников инновационной деятельности:
Содержание работы
№ п/п |
Содержание работы |
Срок исполнения |
Ответственные за выполнение |
Форма предоставления результатов |
1 |
Подготовка приказа о реализации педагогического проекта, определение участников инновационной деятельности |
сентябрь 2018 |
Шепеленко А.М. |
Документация по организации инновационной площадки |
2 |
Консультирование в управлении по образованию, спорта и туризмапо вопросам работы учреждения в режиме инновационной деятельности |
сентябрь 2018 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. |
Документация по организации инновационной площадки |
3 |
Обсуждение материалов педагогического проекта на педагогическом совете и методических совещаниях |
сентябрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М.
|
Решение педагогического совета |
4 |
Обучающие семинары для педагогов, задействованных в педагогическом проекте |
сентябрь 2018 |
Шепеленко А.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
5 |
Проведение опроса семей с целью включения в инновационную деятельность |
сентябрь 2018 |
Бельская Ю.В.
|
Протоколы опросников |
6 |
Анкетирование родителей по изучению технических возможностей семьи для участия в педагогическом проекте |
сентябрь 2018 |
Бельская Ю.В.
|
Анализ анкет |
7 |
Анкетирование педагогов по запросам и ожиданиям в ходе внедрения и реализации педагогического проекта |
сентябрь 2018 |
Бельская Ю.В.
|
Анализ анкет |
8 |
Анализ и интерпретация полученных диагностических данных |
сентябрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Заключение по результатам диагностического исследования |
9 |
Проведение скрининговой диагностики уровня развития детей раннего возраста с ОПФР |
октябрь 2018 |
Юрченко С.А. Краскович А.В. Мышук Т.М. |
Бланки скрининговой диагностики |
10 |
Анализ и интерпретация полученных данных скрининговой диагностики |
октябрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Заключение по результатам скрининговой диагностики |
11 |
Формирование групп детей раннего возраста с ОПФР для участия в педагогическом проекте
|
ноябрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Составление списков |
12 |
Круглый стол совместно со специалистами детской поликлиники по организации межведомственного взаимодействия в рамках реализации педагогического проекта |
ноябрь 2018 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. Мышук Т.М. Специалисты детской поликлиники |
Дневник инновационной деятельности |
13 |
Информирование родителей, педагогов о ходе и результатах инновационной деятельности |
ноябрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
14 |
Семинар для педагогов «Использование дистанционных средств обучения» |
декабрь 2018 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
15 |
Подготовка технических средств для внедрения дистанционного управления |
январь – май 2019 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
16 |
Родительская гостиная «Разные возможности – одна цель» |
февраль 2019 |
Бельская Ю.В.
|
Дневник инновационной деятельности |
17 |
Обсуждение вопросов внедрения технических средств дистанционного управления |
март - май 2019 |
Шепеленко А.М. Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
18 |
Круглый стол совместно с родителями «Дистанционное управление: реальные возможности и перспективы» |
апрель 2019 |
Недвецкая И.М. Мышук Т.М. |
Дневник инновационной деятельности |
19 |
Формирование видеотеки занятий |
январь – май 2019 |
Участники педагогического проекта |
Практические наработки |
20 |
Подготовка промежуточного отчета по результатам реализации педагогического проекта |
май 2019 |
Шепеленко А.М. |
Аналитический отчет |
«Эмоциональное благополучие ребёнка раннего возраста»
«Игры с соленым тестом для детей раннего возраста»
«Игры с водой для детей раннего возраста»
«Рисование зубной пастой с детьми раннего возраста»
Индивидуальное занятие с использованием технологии тестопластики
«Белка в гостях»
Занятие по развитию речи на основе ознакомления с окружающим
«Домашние животные»
Подгрупповое занятие по обучению игре
на основе ознакомления с окружающим «Зимушка-зима»
Занятие по развитию эмоциональной сферы
«Капелька эмоций» с использованием приёмов арт-терапии
Комплексное занятие для детей раннего возраста
«Вышла курочка гулять»
Индивидуальное коррекционное занятие по развитию познавательной деятельности «Игры с собачкой и котиком»